Возможности пранаямы

Прана — это жизненная сила, а пранаяма — это процесс, посредством которого увеличиваются внутренние запасы праны. Это техника, посредством которой в теле активируются все большие количества праны до все более высоких частот. Дыхание — это прямой способ поглощения праны, а тот способ, посредством которого мы дышим, устанавливает определенные пранические вибрации, которые влияют на все наше существование.

Но ничего нельзя достигнуть, только лишь вдыхая и выдыхая воздух, как это мы делаем все время. Например, в оригинале, во второй главе 18 шлоки Хатаха Йога Прадипике, несколько раз используется слово юктам, подчеркивающее необходимость точности. Как инженер, добивающийся точности в своих проектах, достигает совершенства в своей профессии, так и практикующий пранаяму точно и систематически, развивает в себе физические, ментальные и психические совершенства, или сиддхи.

Одновременно с описанием пранаямы дается описание диеты, поскольку еда также является прямым способом поглощения праны. То, что вы едите, как вы едите и когда вы едите, влияет на тело, ум и на пранические вибрации.

Вот краткие описания из различных древних текстов и писаний, того, чего можно достичь с помощью практики пранаямы:

«ДАТТАТРЕЯ ЙОГА ШАСТРА»

56. Благодаря этому(практике пранаямы) тело становится лёгким и ярким, улучшается пищеварительный огонь, а также тело становится тонким и стройным.

63. При ещё большей практике кумбхака-пранаямы наступает стадия полёта с отрывом от земли (левитации), или пребывание йога в воздухе без какой-либо поддержки или помощи. На этой стадии проявляется сверхчеловеческая способность (сила), и йог никогда не испытывает никакого беспокойства или боли, даже если он ест слишком много или слишком мало.

64. Благодаря совершенству в практике кумбхаки у йога значительно уменьшается (альпа) выделение урины (мутра) и экскрементов (пуриша) и потребность в сне (свальпа-нидра); глисты, повышенное выделение слюны, пота или выделение плохого запаха изо рта или от тела и т.д. не имеют места (букв. "очень трудно подступиться") в его теле.

65. В результате дальнейшей практики появляется могучая сила (бала), в результате которой обретаются бхучара-сиддхи, так что йог способен побеждать всех существ земли. Тигры (вьягхра), буйволы (лулая) и другие дикие обитатели джунглей, и даже слоны (гаджа), а также львы (симха) могут быть убиты всего лишь шлепком ладони йога. На этой стадии йог обретает индивидуальность подобно Камадеве, божеству любви.

«ПАТАНДЖАЛИ ЙОГА СУТРЫ»

52. Благодаря ей(пранаяме), разрушается препятствие для света.

У йогина, который безраздельно посвящает себя практике пранаямы, разрушается карма, препятствующая различающему знанию. Как говорится об этом, "вследствие иллюзии, порождаемой великой мохой(невежесвом), и обманчивости органов чувств саттва, обладающая природой света, затемняется и привязывается к тому, что не следует делать". Поэтому карма [йогина], являющаяся препятствием для света и цепью, приковывающей к круговороту бытия, слабеет каждое мгновение и разрушается вследствие использования практики пранаямы. Сказано в этой связи: "Не существует подвижничества более высокого, чем пранаяма: благодаря ей происходит очищение от всех загрязнений и возникает ясный свет знания".

«ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА, Глава вторая»

(18) Чтобы были достигнуты совершенства, или сиддхи, необходимо искусно вдыхать, выдыхать и задерживать вайю(воздух).

(19) Внешние признаки показывают, когда нади прочищены. Успех является определенным, когда тело становится худощавым и излучающим энергию.

(20) Когда практикующий способен удерживать вайю по своему желанию, пищеварительные способности возрастают. Когда нади прочищены, пробуждается внутренний звук, или нада, и человек свободен от болезней.

(39) Даже Брахма и другие боги посвящают себя практике пранаямы, поскольку она устраняет страх смерти. Таким образом, она (пранаяма) должна практиковаться.

(78) Совершенство хатха йога достигается тогда, когда имеются худощавость тела, спокойствие, проявление внутреннего звука, ясные глаза, отсутствие болезней, контроль над бинду (сперма/яйцеклетка), активный пищеварительный огонь и очищение нади.

«ГХЕРАНДА САМХИТА»

5.1. Теперь я даю правила пранаямы. Посредством её человек становится равным богам.

«ШИВА САМХИТА»

3.28. Следующие признаки характеризуют тех, у кого Нади очищены.

3.29. Тело их становится гармонично развитым, приятно пахнет, прекрасно выглядит и вызывает к себе любовь.

3.30. Она(практика пранаямы) разрушает все грехи и скорби.

3.31. Йогин приобретает следующие качества: аппетит, благожелательность ко всему, красоту, смелость, энтузиазм и силу.

3.43. Уменьшение количества кала и мочи, а также уменьшение продолжительности сна будет указывать на его совершенство в Пранаяме.

3.44. Он избавится от скорби, от болезней, от плохо пахнущего пота, слюны и глистов.

3.49. Пранаямой он освободится от всей своей Кармы, прошлой и настоящей.

3.53. Он (йогин) должен практиковать задержку дыхания в течение трех гхари(1,5 часа). Этим он достигнет Сиддхи.

3.54. Вакья-сиддхи - дар пророчества, Камачари - способность перемещаться в любую область пространства, Дурадриштхи - ясновидение, Пракайяправесана - способность вхождения в любые тела, превращение неблагородных металлов в золото, превращение в невидимку и способность движения по воздуху.

3.59. Когда йогин научится выполнять одну Кумбхаку (задержку дыхания) в течение восьми данд (данда - 24 минуты, всего 3 часа 12 минут), то его можно на это время похоронить, и он останется невредимым.

Продолжение следует…

Описание программы для выполнения дыхательных упражнений